Консультативный пункт для детей раннего возраста «Аистёнок»
18 января 2017
Управление образования муниципального образования городской округ «Охинский»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Золушка» г. Оха
Консультативный пункт для детей раннего возраста «Аистёнок».
Куратор проекта главный специалист
по дошкольному образованию
городской округ «Охинский» Е. К. Новикова
Развитие речи малыша.
Практикум для родителей с детьми от 3 месяцев до 1,5 лет
учитель – логопед
Иванова Ольга Фёдоровна,
Место проведения: Сахалинская область, г. Оха, МБДОУ д/с №10 «Золушка», музыкальный зал.
Приветствуем мам, бабушек, пап и детишек
Сегодня мы поговорим о развитии речи Вашего малыша. Все вы знаете: общение с малышом начинается с рождения. Оно способствует восприятию и формированию речи всевозможные песенки, ласковые стишки и потешки, простые обращенные к ребенку слова, произносимые эмоционально, с хорошо выраженной мимикой во время любого действия мамы.
В 3-4 месяца малыш уже хорошо держит головку и может некоторое время лежать на животике, рассматривая окружающий мир. В это время можно раскладывать перед крохой разные предметы, обязательно называя их. Важно проговаривать каждое свое действие. Например: а куда пойдет Надя? Надюша пойдет купаться (спать, гулять, кушать). Проговаривать подобные слова надо спокойным, доброжелательным тоном, с ласковой улыбкой, можно немного растягивать ударные гласные звуки, придавая словам мелодичное, песенное звучание. Ребёнок эмоционально реагирует на игру
Ребенок на руках у взрослого. Ритм произнесения должен соответствовать ритму движений. |
|
Коза рогатая Идет коза рогатая за малыми ребятами: кто кашки не ест, молочка не пьет, того коза забодает – забодает Поехали-поехали Поехали-поехали, за грибами, за орехами. Приехали-приехали, и с грибами и с орехами. |
Руку сложить в виде «рожек», надо произносить плавно и нараспев, с улыбкой.
Сопровождается покачивающими, потряхивающими движениями, имитирующими поездку |
В 4-6 месяцев малыш начинает издавать первые звуки — гуление. Эти звуки должны вызывать ответную реакцию родителей, изображаемую радостной улыбкой и ответными звуками, имитирующими те, которые издает дитя.В этом возрасте можно начинать целенаправленно развивать речевой аппарат маленького человека.
- - Можно походить к зеркалу или сесть лицом к ребенку и надуть щеки. Повторять несколько раз, стараясь вызвать подражание. Когда щеки не надуты, нужно весело улыбаться, давая понять, что это такая новая игра.
- Высунуть язык, можно с выдохом через рот, издавая глухие согласные звуки. Улыбаться ребенку в промежутках, проговаривать действия.
- Высовывая язык, облизать кончиком губы влево-вправо, нижнюю, верхнюю, как только подскажет воображение. Не забывать улыбаться, проговаривать, провоцируя ребенка на повторение.
- Протяжно произносить гласные звуки, включая его в игру.
- Давать ребенку игрушки или любые безопасные предметы, которые он сможет зажать в кулаке, облизать. Сделать попытку потянуть зажатый в руке малыша предмет, обязательно проговаривая процесс. Например. Как хорошо Женя держит погремушку. Дай маме погремушку. Не забывать о доброжелательной улыбке и спокойной ласковой интонации и благодарить.
В полугодовалом возрасте начинается новый этап в развитии речи ребенка: он осваивает произнесение слогов, лепет. Выражается это в однократном или многократном повторении одинаковых слогов «ма-ма-ма», «та-та-та и других сочетаний. Влиять на речевое развитие детей раннего возраста взрослые должны, общаясь в это время с ребенком как можно больше, произнося короткие слова из 1-2 одинаковых слогов в ответ на звуки, издаваемые им. Игры и действия по-прежнему проговариваются.
В это время ребенок хорошо реагирует на игры в прятки или поиски игрушки, спрятанной в коробочке. Закрывая лицо руками, взрослый спрашивает: «Где мама?», открывая лицо, произносит: «Ку-ку, а вот мама!». Показывая малышу игрушку, взрослый называет ее: «А вот киса! Как мяукает киса? Мяу-мяу! Это наша киса!», потом игрушка откладывается в сторону и следует вопрос: «Где киса?». Ребенок взглядом находит игрушку или тянется к ней, взрослый проговаривает: «Вот она, киса! Мяу-мяу!». Впоследствии игра усложняется: игрушку кладут в коробочку, спрашивая у крошки, где она.
Много пользы принесут игры в «Ладушки» или «Сороку».
Ладушки. |
|
1. Ладушки, ладушки! 2. Где были? У бабушки! 3. Что ели? Кашку! 4. Что пили? Бражку. 5. Кыш, полетели, на головку сели |
Хлопают в ладоши, похлопывать его ручками Производим движения улетающих и «садящихся на головку» рук малыша. |
Сорока |
|
6. Сорока- сорока, кашку варила, деток кормила: — Этому — дала, этому- дала… А этому — не дала! |
Ладошка малыша поглаживаем круговыми движениями маминого пальца, затем пальчики начинают по одному загибать, как будто считая. |
Такие упражнения способствует формированию мелкой моторики пальцев и напрямую связано с развитием речи у детей раннего возраста.
Для развития мелкой моторики пальцев ближе к году ребенку надо давать рисовать пальчиковыми красками, цветными карандашами или мелками, разбрасывать некрупные игрушки, предлагая собрать их в ящик или в кучку. Хорошим подспорьем станет «волшебный мешочек» с разными игрушками. Взрослый показывает часть игрушки (голову кошки, кабину машины и др.), оставляя все остальное закрытым. Спрашивает, что это и, услышав ответ, называет игрушку, доставая ее полностью. Спрашивает, какие звуки издает изображенный игрушкой объект, побуждая ребенка к звукоподражанию.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 1 ГОДА
После года ребенок обретает неведомую ему до сих пор свободу: он уже ходит и ему доступны самые разные уголки в доме. На этом этапе формируется любознательность, что вызывает постоянное волнение за ребенка и ограничивать его передвижение. Очень важно не запрещать крохе брать разные предметы, тащить их в рот, играть с ними — он познает мир, ему это нужно. Для его безопасности и своего спокойствия надо убрать подальше все, что может представлять даже минимальную угрозу для здоровья малыша и позволить ему свободно осваивать всю территорию дома.
В 1-м полугодии малыш начинает переводить часть слов из пассивного словаря в активный. Часто предметы или явления, сходные между собой для восприятия, он называет общим для них словом: «бака» – волк и лиса Родители обязательно должны проговаривать все свои действия, которые видит ребенок. Развивать речь в это время помогают такие игры:
- Предлагайте малышу выбрать из нескольких игрушек одну и побуждайте назвать ее.
- Играя с ним, показывайте и проговаривайте действия игрушки-персонажа: собачка пошла, легла спать, кушает. Вовлеките в игру ребенка, спросите, что делает персонаж игры, предложите обратиться к нему, позвать или назвать персонаж по имени.
|
Еду, еду к бабе к деду |
Еду, еду к бабе к деду. На лошадке, в красной шапке. С кочки на кочку, с кочки на кочку, В ямку бух! |
Ребенок в это время находится на руках у взрослого. Он слегка покачивает ногами. Щёлкаем языком, «как лошадка цокает копытами». На последние слова слегка наклонить малыша. |
- Большое значение имеет выделение некоторых свойств объекта при помощи интонации: большая собачка лает или разговаривает грубым голосом, маленькая — высоким.
Собака лает, а волк- воет (У____), скучно одному____.
- Ребенок приобретает возможность отыскивать спрятанные игрушки (под подушкой, в углу…). Игра обязательно должна приносить радость, поэтому игрушки прячутся не очень хорошо, чтобы их можно было найти.
Незаменима роль детской книги в развитии речи детей раннего возраста. Для привлечения внимания выбирайте такие книжки, содержание которых будет понятно малышу: «Собака лает, а лиса рыжая, хитрая, в лесу бегает».
Яркие картинки побуждают к рассматриванию их и называнию изображенного, имитации звуков, издаваемых им. Чтение должно быть хорошо интонировано и выразительно.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Чтобы сформировать артикуляционный аппарат ребенка, ему можно предложить выполнять в виде игровых действий следующие упражнения:
Для развития речевого дыхания очень полезно учиться делать плавный и долгий выдох ртом, с напряженными губами. Хорошо тренирует такой навык сдувание легких предметов со стола или с руки. Эта игра может иметь множество вариантов:
- дуем на новогодний «дождь», подвешенный на стене;
- сдуть кораблик или самолетик из бумаги;
- заставить летать листья, как будто это осенний листопад;
- пускать мыльные пузыри;
- «сделать ветерок», заставляя крутиться вертушку.
- дуем в свистульки, дудочки и губные гармошки.
Упражнения на дыхание можно делать и со звуком, изображая гул самолета (Л___), вой волка или гудок паровоза (У_____) или парохода (Ы______), молоток стучит: т-т-т, барабан барабанит: д-д-д.
Мышцы языка хорошо тренируются при помощи любых действий, которые могут производиться языком:
- облизывать губы или ложку:
- показывать язык, вытягивать его вперед, поднимать или опускать;
- широко открывая рот, поболтать языком или показать, как лакают воду кошка или собака;
- цоканье языком, присасывание его к небу способствует легкому обучению в дальнейшем; произнесению звуков «р», «трр» и других, для которых требуется поднимать вверх кончик языка.
Мелкая моторика пальцев связана с развитием речи у ребенка. Для тренировки пальчиков можно играть в такие игры:
- Выкладывание мозаики, начиная от простых фигурок и постепенно переходя к изображениям домика, елочки…
- Нанизывание крупных бусин или шариков на толстую веревку. Постепенно размер бусин надо уменьшать.
- Шнуровать ботинок или специально изготовленную игрушку в виде ботинка, куртки и другой одежды.
- Застегивать крупные яркие пуговицы. Их размер тоже уменьшают с возрастом ребенка.
- Пристегивать бельевые прищепки на веревку или фигурку из картона, чтобы получились цветочки, солнышко, елочка…
Скорость развития у всех детей разная и не заставлять, стараться делать
Мамы часто спрашивают: во сколько дети начинают говорить?
Первые слова ребенка для родителей всегда самые долгожданные и волнительные! Ваш малыш может произнести короткие осторожные «мама» или «папа» в уже в 6–8 месяцев. А в годик добавит еще несколько слов. Как поскорее разговорить малыша.
Говорите больше!
Просто болтайте с малышом — так он учится новым словам и у него самого появляется желание говорить. Постоянно комментируйте происходящее, когда выполняете ежедневные дела или находитесь в новой обстановке, чтобы пополнять его словарный запас и учить правильно выговаривать звуки.
Отвечайте
Следите за интересами вашего малыша, и пусть он подсказывает, о чем с ним говорить. Например, если малыш оживленно бормочет, глядя на собаку, сделайте ее героем разговора и повторяйте слово «собачка», указывая на животное во дворе или в книжке.
«Повторенье – мать ученья».
Ежедневные действия, такие как купание, прием пищи, прогулки — это идеальное время для постоянного ведения обучающих разговоров с ребенком. В это время малыш начнет понимать ключевые слова и фразы и связывать их с происходящим.
Модель речи для вашего малыша
Чтобы способствовать развитию языковых навыков ребенка, говорите медленными, короткими предложениями и ждите, когда он начнет пробовать их повторять. Помогайте ему узнавать предметы и слова через игру.
Но не волнуйтесь, если ваш кроха не торопится болтать, помните, что время первых слов очень индивидуально — некоторые дети начинают говорить рано, а другие довольно долго ждут своего часа. Потерпите немного и Ваш малыш заговорит!
Речевое развитие ребенка до 1 года. Развитие ребенка дошкольного возраста включает в себя несколько важнейших направлений: развитие психики, физическое развитие, развитие речи.
Дети начинаю говорить в разном возрасте — у кого-то в 10-11 месяцев ребенок уже произносит отдельные слова и в 2 года рассказывает стишок, у кого-то и в 2,5 года малыш еще разговаривает на «своем» языке. Считается также, что девочки начинают говорить гораздо раньше мальчиков. Конечно же в среднем.
К полутора годам у многих детей происходит всплеск речевой активности. Правда речь еще состоит из отдельных слов или совсем коротких предложений (2-3 слова). В этом возрасте малыш еще не научился произносить правильно все звуки. Ваша задача на этом этапе развития ребенка помочь малышу научится произносить звуки и расширить его словарный запас, а также заложить основу для приобретения навыка связной и грамотной речи в будущем.
В раннем возрасте дети способны воспринимать новую информацию в игровой форме. Существует много игр, в ходе которых мама или папа могут внести серьезный вклад в речевое развитие своего сына или дочери.
Самая простая игра заключается в том, что ребенок просто повторяет слова вслед за Вами. Вы можете обратиться к малышу с фразой «Скажи мама» и он просто повторяет ее за вами. Если он не сразу понимает, что вы хотите от него, вы можете обратиться с этим же вопросом к другому взрослому, например, папе. Потом снова к ребенку. Научившись повторять слова по вашей просьбе он может повторять за вами другие простые слова, обогащая свой словарный запас.
Естественно, что вы должны просить ребенка повторять те слова, которые ему известны: мама, папа, деда, баба… Затем, вы можете использовать новые слова, которые состоят из знакомых ему звуков.
Очень важно следить за тем, чтобы ребенок не путал слоги и произносил слова правильно. Родители зачастую умиляются, когда ребенок произносит «свои» слова, но нужно помнить, что запоминание таких вариантов произношения, и тем более, если это неправильное произношение не поощряется. Когда малыш говорит слова неправильно, вам следует повторять их для него, до тех пор пока у него не получится. Единственное условие — не надо требовать от ребенка идеальных результатов быстро. Речевое развитие детей — процесс длительный и трудоемкий.
Когда ребенок начинает пытаться строить простые предложения, необходимо обязательно поправлять его, если он неправильно располагает слова. Ни в коем случае нельзя говорить ему, что он делает что-то неправильно и тем более ругать его за это. Просто повторите предложение и попросите его сказать его еще раз, но не заставляя.
Важно научить ребенка понимать речь взрослых. Если он не понимает, нужно обязательно пояснять ему то, чего вы хотите от него. Обычно начинают с таких фраз как «дай мне», «принеси», «положи», «покажи мне», «подойди», «найди», «пей», «ешь», «садись», «ложись».
Можно научить малыша распознавать части тела. Называя и показывая их, вы можете существенно помочь ему в речевом развитии. На следующем этапе вы можете просить ребенка самому показать их «Где у Саши глазки?», «А где у Саши носик».
Малышу нужно задавать разные вопросы, хотя он не сможет на них ответить. Но такое упражнение помогает ему распознавать интонацию взрослого и активизирует его умственную деятельность. Начинать нужно с простых вопросов: «Где мама?», «Куда положим?», «Кто это?»
Лучшим упражнением для обогащения словарного запаса ребенка является простой показ и называние различных предметов в доме и на картинках. Необходимо познакомить ребенка с понятиями «лево-право», «возьми ложку в правую руку», «далеко», «близко», «высоко», «низко»», «горячо» Не торопитесь, здесь важна настойчивость и последовательность.
Нужно читать малышу книжки со сказками. В этом возрасте дети обычно не могут сохранять интерес к чему-либо долгое время. Поэтому не противьтесь тому, что ребенок будет торопить вас перевернуть страницу, ведь его интересуют только картинки. Просто называйте (описывайте) то, что нарисовано на картинке или читайте по 1-2 строчки. Просите малыша назвать то, что нарисовано, задавайте вопросы.
Когда ребенок начнет узнавать картинки, начните описывать их, говорите что на них происходит более подробно. Обращайте внимание на эмоции, которые испытывают персонажи: «мальчик смеется», «зайка плачет», «петушок поёт».
Можно разучивать коротенькие стихи А.Л. Барто «Идет бычок, качается», «Уронили мишку на пол». Короткие стихи дети обычно выучивают очень быстро. Читайте из сами, малыш сам начнет произносить сначала последнее слово. Потом он и сам сможет рассказать его.
Можно петь малышу песенки. Дети с удовольствием начинают петь и запоминать новые слова. Это полезно для развития речи ребенка.
Дети растут очень быстро: еще вчера казалось, что ваш малыш только начинал ползать, а сегодня уже надо задуматься, как представить ребенку мир, в котором он живет. Человек — существо социальное, без общества существовать не сможет. Именно поэтому нужно проследить за тем, чтобы он с первой же минуты получал удовольствие от общения, от взаимодействия с внешним миром и другими людьми.
Вы первые педагоги своего малыша.
Желаем успеха и ждём Вас в нашем садике, порастайте скорее!